Доступность среды
О доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов
Организация образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ №33 "Гвоздика" с Шаблиевка осуществляется в соответствии с :
· Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ»;
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
· Локальными актами дошкольного учреждения.
В МБДОУ №33 "Гвоздика" с Шаблиевка созданы условия обучения, воспитания и развития, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Под условиями получения детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
· Организацию коррекционной работы с детьми с нарушением речи, другими нарушениями (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели);
· Использование специальных методов обучения и воспитания;
· Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
В штатном расписании ДОУ имеются Учитель-логопед и педагог-психолог, которые проводят диагностику развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов, оказывают коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов. Раннее оказание коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка, успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Так же созданы условия для повышения педагогической компетентности педагогов через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах.
В течении учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возрасты.
В МБДОУ функционирует психолого-педагогический консилиум.
Психолого-педагогический консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом образовательной организации и Положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения.
Психолого-педагогический консилиум – это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.
Цель ППк – обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачи психолого-педагогического консилиума:
v Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитие детей;
v Выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
v Подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;
v Выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;
v Анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов и родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи;
v Формирование рекомендаций для родителей, педагогов по организации помощи детям методами и способами для обеспечения индивидуального подхода в процессе корекционно-развивающего сопровождения.
Условия для инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в МБДОУ №33 "Гвоздика" с Шаблиевка:
В МБДОУ функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ от 5 до 7 лет.
На 01.09.2022 г.:
Общее количество детей с ОВЗ – 12 человек.
Инвалидов нет.
При реализации инклюзивной практики специалисты МБДОУ учитывают, что появление в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ) требует внесения изменений в образовательный процесс. Осуществление таких изменений возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания этой категории дошкольников. Для всех детей с ОВЗ имеются некоторые общие требования к обеспечению специальных условий.
Принимая в группу такого ребенка, специалисты ДОУ учитывают следующее:
v Практически у всех детей, в отличие от нормально развивающихся сверстников, часто снижен темп речи, мыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
v У большинства детей нарушены коммуникативные навыки; у многих наблюдаются такие особенности моторного развития, как: нарушения тонких движений (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, раскрашивать, у них с трудом формируются графические навыки).
Таким образом, при включении в группу ребенка с ОВЗ в МБДОУ создаются такие условия, при которых обеспечиваются:
v Привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста (насыщение игрушками) как в группе, так и на прогулке.
v Присутствие второго взрослого на занятиях и в основных режимных моментах. Это помогает снять напряженность ситуаций, в которых ребенку требуются повышенные внимание и помощь;
v Использование в образовательной деятельности заданий разно уровнего содержания. Такая подача материала позволяет всем детям учувствовать в образовательной деятельности.
v Упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;
v Включение детей в помощь друг другу – общеизвестен факт, что большая часть наших знаний создается в обществе, т.е. мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;
v Включение в структуру образовательного процесса специально организованных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации;
v Создание безопасной предметной среды, в т.ч. на прогулке, - это важно для обеспечения свободы движений дошкольника;
v Обеспечение возможности уединения для ребенка. Уголки уединения – это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может заняться тем, что ему больше всего нравится, или просто отдохнуть.
Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, в МБДОУ создаются условия в зависимости от характера нарушений здоровья ребенка.
Содержание коррекционной работы строится по следующим программам:
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
1. Предупреждение возникновения проблем в речевом развитии ребенка.
2. Помощь ребенку в решении актуальных задач речевого развития, обучения и воспитания.
3. Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.
4. Развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов в вопросах оказания практической помощи ребенку в решении проблем развития ребенка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
3. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.
4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в речевом и личностном развитии.
5. Повышать психологическую компетентность педагогов, родителей.
Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет собой следующий алгоритм:
1. Постановка проблемы. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования.
2. Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
3. Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, родителей, педагога, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
4. Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
5. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.
Уважаемые родители (законные представители) !
Квалифицированную психолого-педагогическую помощь Вы можете получить вМуниципальном бюджетном учреждении «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Сальского района»
Местонахождение Центра: юридический адрес: 347630, Ростовская область, г. Сальск, ул. Первомайская, 20; фактический адрес: 347630, Ростовская область, г. Сальск, ул. Первомайская, 20.
Телефон: 8 (86372)73178
E-mail:cdik-salsk@yandex.ru
Безопасность предметно-пространственной среды
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей , формирование и поддержка их положительной самооценки
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Защита детей от всех форм физического и психического насилия
Краткая аналитическая информация